Моделирование демпфирования колебаний по крену
Рассмотрим модель — быстрого бокового движения «чистого крена» по угловой скорости и углу крена (4.54) при наличии управляющих воздействий пилота на штурвал и включенном демпфере крена. Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, закон управления элеронами ручного контура и закон управления демпфера крена:
і(0 &бб хбб (і) + Ще ибб (Д |
(6.63) |
Убб(0 = хм(0і |
(6.64) |
<(t) = M?<t) + AS’(t), |
(6.65) |
A5’(t) = D& ЛхДі), |
(6.66) |
A5r(t) = D£y66(t). |
(6.67) |
Подставим уравнения выхода (6.64) и входа (6.65), а также законы управления (6.66) и (6.67) в уравнение состояния (6.63) и выполним преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
(6.69)
Получим вектор передаточных функций системы «самолет-демпфер крена» в быстром боковом движении самолета по угловой скорости и углу крена на отклонение пилотом штурвала при включенном демпфере крена
(6.70)
Переходная матрица состояния быстрого бокового движения самолета при включенном демпфере крена
(6.71)
Элементами вектора Wg£(p) являются передаточные функции самолета по параметрам быстрого бокового кренового движения на управляющее воздействие пилота АХэ(р). Соответствующие, параметры вектора выхода Y66(P) совпадают в рассматриваемом случае с вектором переменных состояния быстрого бокового кренового движения Х6б(р)
(6.72)
Переходная матрица состояния
(6.73)
Определитель матрицы
I Ф% (р) I = — *4 = р [Р — «ч** — V. ^ ■ч 3 * (6-74)
~Че>у Р
Р(Т*Р+ 1) |
Таким образом, демпфер крена уменьшает постоянную времени по
Л If ‘
угловой скорости крена Т" < Тш, но вместе с этим и коэффициент
усиления к< kj. На рис. 6.8 представлена структурная схема замкнутой системы «самолет — демпфер крена». Сворачивая эту схему, можно получить передаточную функцию (6.76). Анализ этих передаточных функций показывает, что демпфер крена с законом управления (6.51) не влияет на их структуру, а лишь изменяет характеристики образующих звеньев.
|рАхэ кш,3к^| С р т*Г+ j’i |
Маневр самолета в боковой плоскости осуществляется энергичным отклонением пилотом штурвала на величину Дхэ. При этом закон изменения А53 = кш эАхэблизок к ступенчатому, т. е. Ax3(t) = 1 (t)Ax3H Ахэ(р) = = Ах3/р. На этапе быстрого бокового кренового движения произойдет формирование нового установившегося значения угловой скорости крена
= кш. эк£Дх,. (6.80)
Так как согласно (6.78) кш. эк®*‘ < кш эк°э, то (Аюх)у£т< (Аюх)уст. Реакция самолета на ступенчатое отклонение баранки штурвала описывается переходной функцией ;
Дюх(р) = — W^fp) = — — Ах,. (6.81)
Рис. 6.8. Структурная схема замкнутой системы «самолет-демпфер
крена»
Перейдем от изображения Агах(р) к оригиналу:
Дш. (t) = ——————
1 -1_ If 1г *
1 т Ьш. э Лйі,
Время переходного процесса tSK, по истечении которого отличие угловой скорости крена от установившегося значения будет равно 5%, опреде-
__)ТД1С
ляется из условия е " “■ = 0,05. Отсюда t8K — — 1п0,05Т£к ^ ЗТ“ . Таким
образом, включение демпфера крена в проводку управления элеронами приводит к уменьшению времени переходного процесса, однако снижет эффективность поперечного управления.